2
августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись
торжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который к
марту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15»
по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом
«Кузнецов, Рябушинские и К?». Трудности военного времени и слабость
станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в
намеченные сроки. Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты
автомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г., 779
- в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Однако, завод для
изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною
тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация
недостроенного завода (15 августа 1918 г.) зафиксировала экспроприацию
собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу
превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и
другая техника.
30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя
итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 г.
Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 гг.
Однако только в марте 1924 г. на завод поступило конкретное
правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный
грузовик АМО-Ф-15, а 7ноября десять машин приняли участие в параде. Эту
дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.
В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО).
В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.
В начале 1927г. Автотрест, которому подчинялся
завод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства был
выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар"
грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск
грузовиков конвейерным способом.
В 1931 пуск завода после реконструкции и 1 октября
этого же года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). 25 октября 1931
г. был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с
которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
1октября 1931г заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС).
К лету 1933 г. грузовик АМО-3 был модернизирован, его грузоподъемность была повышена до 3 т.
В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.
Грузовик ЗИС-5 стал этапной моделью в истории
завода не только потому, что был первым действительно массовым
автомобилем и стоял на производстве 15 лет. На базе автомобиля ЗИС-5
было разработано 25 разновидностей и модификаций автомобилей, 19 из
которых были поставлены на производство.
21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о
второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение
перечня моделей автомобилей.
В 1936 г. (3 ноября) началась конвейерная сборка
первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101, основой которого
стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик" по
натурному образцу (без покупки у фирмы чертежей).
С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточил усилия на
увеличение выпуска грузовиков с газогенераторными установками ЗИС-21 и
полугусеничных автомобилей ЗИС-22, ЗИС-42, а также автобусов ЗИС-8 и
ЗИС-16 (все на базе ЗИС-5).
Наступление немецких войск на Москву осенью 1941
г. вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в
Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 г. завод был
подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного
подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС
понемногу набирал обороты и с июня 1942 г. с конвейера стали сходить
военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные), полугусеничные тягачи ЗИС-22,
ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины,
снаряды и прочее). За годы войны было изготовлено около 100 тысяч
грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С. Тогда
же в июне 1942г. ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную
организацию производства боеприпасов и вооружения. Эвакуированные люди и
оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского
(Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и
Шадринского автоагрегатного.
В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
19 сентября 1942 г. были начаты работы по
созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. Верховный
заказчик пожелал за образец автомобиля взять лимузин фирмы «Паккард».
В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИСа. Она
предназначалась для постановки на производство первой послевоенной
продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых
автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденом
Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с
25-летием советского автомобиля.
В 1949 г. на смену городскому автобусу ЗИС-154
пришел городской автобус ЗИС-155. Автобус был выполнен на базе основных
агрегатов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154.
С 30 апреля 1950 г. завод начал выпускать
холодильники, а с января 1951г. приступил к производству велосипедов,
производство которых прекратилось в 1959 г.
В 1950 году завод приступил к производству
оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий
ЗИС-485 (1952-1958г.г.)
В начале 1953г. на заводе было создано специальное
управление по проектированию первого китайского автозавода. Специалисты
ЗИСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский
грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).
В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова на
заводе организуется специальное конструкторское бюро для создания
особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных
систем. Начальником и главным конструктором СКБ был назначен В.А.Грачев.
В 1955 г. на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127.
В 1956 г. умирает Иван Алексеевич Лихачев и заводу
присваивается его имя. В конце того же года были собраны по два первых
опытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения -
ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1957г. ЗИС-155 сменил более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158.
В 1957г. на производство поставлен автомобиль
ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А взамен ЗИС-150. На автомобиле был установлен
модернизированный двигатель, новый задний мост со штампованной балкой.
В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 стал
собираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль был
оснащен устройством для регулирования давления воздуха в шинах колес и
односкатной ошиновкой. Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110
была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.
На международной выставке в Брюсселе автомобиль
награжден Почетным дипломом. Последующие легковые автомобили:
ЗИЛ-114-117 (1967-1976 г.г.), ЗИЛ-4104-4105 (1976 г.), вплоть до
последнего ЗИЛ-41041, расцениваются, как достаточно стильные и
современные. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г.,
позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1964г. начато массовое производство ЗИЛ-130.
Совершенствование конструкции грузовиков ЗИЛ-130 продолжалось до конца
1970 г. и пополнилось такими модификациями как северные, экспортные,
тропические, газобаллонные и т.д.
К категории полноприводных автомобилей к третьему
поколению относится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6х6), унифицированный с
серией "130" и выпускавшийся с 1967 г. В связи с изменениями в
двигателе и ходовой части в 1987 году автомобилю присвоен индекс
ЗИЛ-131Н.
В 1967г. были спроектированы и производились
(штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации
спускаемых космических объектов и космонавтов.
В 1967 г. СССР впервые принял участие в 8
Международной "Неделе автобусов" в г. Ницце, где комфортабельный автобус
малого класса «Юность» ЗИЛ-118 завоевал 12 призов. Автобус
изготавливался штучно по отдельным заказам. Серийного производства
автобуса организовать не удалось.
В 1971 году завод награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской
революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск
200 тысяч автомобилей в год.
В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство нового
поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) грузоподъемностью 8 т, к
которым с 1977 г. добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой
17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным двигателем V8,
5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и
балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 выпускались грузовики
ЗИЛ-133ГЯ на которых устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740
Камского автозавода ( 210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач,
усиленные передние рессоры.
Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе
были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные
образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из
Набережных Челнов.
Начавшаяся в 1982 году последняя и самая крупная реконструкция завода совпала с кардинальными изменениями в экономике страны.
В 1984г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен индекс ЗИЛ-431410.
В1990-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130
(ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод
(УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.
В начале 90-х гг. ранее засекреченное производство
специальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". В его
название вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачева.
Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяя
птица". Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнениях
ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателями
мощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией, независимой
торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами,
оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.
Полная масса машин - 9,6-11,8 т, максимальная
скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч. С 1992 г. в городе
Балахне Нижегородской области на Правдинском заводе радиорелейной
аппаратуры (ОАО ПЗРА) начата сборка их сухопутных 4,5-тонных 185-сильных
вариантов автомобилей высокой проходимости: с крановым манипулятором
ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200;
многофункциональных шасси ЗИЛ-390610.
В декабре 1991 г. распался СССР, и порвались
многолетние внутрисоюзные связи. Новые условия периода перестройки,
потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое
прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне
пересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рыночным
принципам ведения хозяйства. В первое время это привело к резкому
падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на
грань банкротства. Одновременно начались активные поиски выхода из
создавшегося положения, в результате которых вся производственная
программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и
конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не
испытывал.
23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизировано
первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий
России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод
имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ".
Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган
управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30
дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство
Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.
Конъюнктура рынка изменилась, нужны были грузовики
грузоподъемностью не более трех тонн, рассчитанные на мелких
предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки
малых партий грузов, и большегрузные грузоподъемностью свыше 10 тонн.
В 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301.
Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр г.Москвы Ю.М.Лужков.
В 1992 г. для участия в соревнованиях Кубка ФИА по
шоссейно-кольцевым гонкам на грузовиках было изготовлено несколько
седельных тягачей ЗИЛ-4421С (мощность до 900 л.с.) с импортными
агрегатами.
30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошел
последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началось
мелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шасси
стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью
15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работы
года – Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа,
А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай за
разработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации
«Промышленный дизайн».
Основой семейства в 1996 г. стала серийная сборка
автомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного
4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и
Д-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода. На автомобили
устанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач,
гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторыми
изменениями кабина ЗИЛ-4331. "Бычок" оснащен гидроприводом сцепления и
тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами,
16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота
(7 м) и небольшую погрузочную высоту. Основные модификации семейства
малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами 3650 и 4250
мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной
двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующие бортовые
варианты, несколько видов универсальных, изотермических и
рефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилей
создана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.
Автомобили семейства ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и
дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности
российских покупателей.
В 1999 г. было изготовлено 13745 "бычков", что составило 63,4% общего производства завода.
В 1996 г. был представлен магистральный седельный
тягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком,
способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105
км/ч.
1998 году на производство был поставлен автомобиль
ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722
предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально
-дорожных служб.
Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно
отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное
сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами
"Кенворт" (Kenworth), "Катерпиллар" (Caterpillar), "Вольво" (Volvo) и
"Рено" (Renault) особого успеха не принесла.
С 1999 г. в ыпускались новые 10-тонные
грузовики ЗИЛ-6309 (6x4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным
двигателем ЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.
К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более
чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые
выпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них
изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по
20-22 тыс. грузовиков - это в 10 раз меньше его потенциальных
возможностей.
С момента начала своей деятельности на предприятии в период с 1924 по 2000 годы произведено: грузовых автомобилей 7 769 902 шт.; автобусов 38 988 шт; легковых автомобилей высшего класса 11 515 шт.
В 2000 году три полноприводных автомобиля
ЗИЛ-433420 совершили уникальный автопробег по маршруту
Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва.
Первый этап кругосветной экспедиции длиной 13500 км был пройден за 62
дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка).
Всего экспедиция преодолела 45 000 км. Автопробег проводился клубом
«Приключение» совместно с АМЛ ЗИЛ и правительством Москвы.
В декабре 2002 года произошла смена руководства
АМО ЗИЛ. Был назначен новый генеральный директор Константин Викторович
Лаптев, который до этого работал в команде "Руспромавто" на посту
исполнительного директора ГАЗа. На завод была привлечена группа
менеджеров, имеющих практический опыт работы в условиях антикризисного
управления. Была разработана программа реструктуризации завода,
направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращению
утерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановление
хозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемыми
дочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции и услуг,
освоение новых рынков сбыта.
Сегодня завод на базе шасси ЗИЛ совместно с
другими заводами выпускает большую гамму специальной техники:
коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные,
каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны,
автоподъемники.
В 2003 году освоено производство автомобилей
ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными
мощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180 л.с.)
и Д-245.9Е2 (136 л.с.), которые имеют сертификаты соответствия норм
Евро-2.
В 2004 году произошла передача функций
исполнительного единоличного органа предприятия управляющей компании
(МАК). В связи с этим изменилась должность руководителя завода:
К.В.Лаптев стал генеральным директором управляющей организации АМО ЗИЛ.
С 2004 года с конвейера стали сходить автомобили
ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1
(6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.
С целью наращивания темпов роста продаж новой
техники ЗИЛа на предприятии впервые среди отечественных производителей
грузовой и спецтехники организована Акция, стартовавшая 15 марта 2004
года, предназначенная для владельцев отечественных грузовых автомобилей.
Суть акции в том, что каждый желающий мог сдать свой подержанный
грузовой отечественный автомобиль в зачет стоимости любой новой машины
ЗИЛ при ее покупке. При этом старые машины принимались по цене выше
рыночной.
В 2005 году Компания «Автофрамос» планирует
разместить на АМО ЗИЛ заказ на производство 12 основных кузовных деталей
для своего нового Renault Logan . Специалисты АМО ЗИЛ, задействованные в
производстве новых деталей, пройдут дополнительную специальную
подготовку на предприятиях Renault во Франции.
Кроме автомобилей на заводе была разработана
уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов
весом то 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.
Юбилейные даты на 2005 год:
- 10 лет с начала массового производства автомобилей семейства ЗиЛ-433420
- 75 лет (март месяц) с открытия автомобильного техникума при ЗиЛе
- 55 лет (апрель месяц) с начала выпуска в стране первого домашнего холодильника ДХ-2
- 45 лет (май месяц) с открытия Завода - ВТУЗа при ЗиЛе
- 60 лет (июль месяц) с начала производства легковых автомобилей высшего класса ЗИС-110
- 75 лет (август месяц) с начала пуска автосборочного корпуса (АСК)
- 55 лет с начала создания и освоения производства бронетранспортеров ЗИС-152
- 25 лет с начала вьпуска машин поисково-спасательного комплекса «Синяя птица» ЗиЛ-4906
- 50 лет (декабрь месяц) с начала создания и производства междугородних автобусов ЗиЛ-0127
- 35 лет с начала создания и производства комфортабельных автобусов малого класса «Юность» ЗиЛ-118