Топливоподкачивающий насос УТН-3 имеет производительность при 1000 об/мин не менее 1,3 л/мин, создает давление не менее 1,7 кгс/см², разрежение при всасывании - 0,12 кгс/см². Он принципиально не отличается от насоса 4ТН. Имеются лишь отдельные конструктивные различия. В насосе применены легкие клапаны из капрона, поэтому меньше изнашиваются седла клапанов. Для уменьшения массы клапанов и улучшения перетекания топлива в направляющей части деталей выполнены бороздки. Седла клапанов изготовлены из металлического пресс-порошка. Стержень и втулка насоса составляют прецизионную пару; зазор между деталями равен 0,001-0,003 мм.
Насос приводится в действие при помощи эксцентрика кулачкового вала топливного насоса. При набегании эксцентирика на толкатель ( схема I ) поршень перемещается вниз и происходит перепуск топлива с линии всасывания через нагнетающий клапан на линию нагнетания. Во время обратного хода поршня ( схема II ) под действием пружины топливо, находящееся над поршнем, через фильтр тонкой очистки нагнетается во всасывающую полость топливного насоса. Одновременно топливо под действием разрежения через клапан ручного насоса всасывается в пространство под поршнем. Ручной насос используют для заполнения системы топливом при пуске дизеля и для удаления из нее воздуха. При ходе поршня вверх всасывающий клапан открывается и топливо поступает в полость под поршнем. Во время хода поршня вниз всасывающий клапан закрывается, а нагнетательный открывается и топливо поступает в систему.