В процессе эксплуатации топливной аппаратуры происходит изменение геометрических и физико-механических свойств поверхности деталей, что приводит к ухудшению работы топливной системы. Рассмотрим износ деталей, наиболее распространенной топливной аппаратуры, устанавливаемой на тракторах.
ПЛУНЖЕРНЫЕ ПАРЫ
Плунжер изнашивается в определенных местах, отчего эти участки получили название местных износов. Значительному износу подвержена, особенно участок в ее верхней части, расположенный против выпускного окна гильзы. Износ охватывает поверхность в виде желобообразной канавки, которая размещается вдоль плунжера от верхнего торца и несколько ниже середины головки. Максимальная глубина 0.023...0.025 мм и ширина 4.5...5 мм канавки находятся у верхнего торца головки плунжера; длинна изношенного участка 9.5... 10 мм. Чем дальше от верхнего торца, тем мельче и уже делается канавка, и за серединой головки она выравнивается с поверхностью. Чистая блестящая поверхность плунжера в результате износа на этом участке становится изрезанной продольными рисками в виде бороздок средней глубины 0.004...0.005мм. Изношенный участок имеет следующие внешние признаки: матовый оттенок поверхности, гребенчатую неровность, хорошо видимую в лупу 10-20-кратного увеличения, а при больших износах заметную и невооруженным глазом. Характер изношенной поверхности и микронеровности на ней позволяют утверждать, что рассматриваемый участок плунжера подвергается абразивному износу. В первый период когда частицы попадают в зазор, они снимают большую микростружку, так как режущие кромки их острые. Продвигаясь далее между стенками деталей, режущие кромки абразивов затупляются, частицы размельчаются и режущая способность абразивного материала уменьшается. В следствии этого и наблюдается большая глубина микробороздок и износ у верхнего торца плунжера, а чем дальше от торца, тем глубина бороздок и износ меньше. Винтовая кромка головки плунжера изнашивается меньше.Изношенная поверхность расположена в 5.5 мм от верхнего торца и захватывает участок, близкий к винтовой кромке. Ширина пораженного участка по цилиндрической поверхности незначительная, наибольшая его часть (2.5...2.7мм) находится против перепускного отверстия; по высоте головки износ распространяется на 4мм. Величина износа винтовой кромки по ее длине различна: максимальная находится на участке против перепускного бокового отверстия плунжера, расположенного в 6.5мм от верхнего торца, и составляет 0,018...0,020мм; минимальная, равная 0.003...0.005мм, отстоит от торца на 9.5мм. Нарушается также чистота доведенных рабочих поверхностей: на них появляются продольно размещенные бороздки глубиной в среднем 0.004...0.005мм, а также отсечная кромка, которая на участке против перепускного отверстия плунжера под воздействием сосредоточенного местного размыва изменяет свою форму. Такой характер износа объясняется тем, что в момент перетекания из области высокого в область низкого давления (период отсечки) топливо устремляется с большой скоростью из бокового перепускного отверстия плунжера к отсечному окну гильзы. При этом двигаясь по кратчайшему пути, топливо омывает прежде всего участок отсеченной кромки против перепускного отвестия плунжера. В первый момент отсечки перепускное окно гильзы открыто частично, и при своем движении топливо встречает значительное сопротивление. Поэтому на указанном участке, отсечная кромка размывается топливом с находящимся в нем абразивом. Втулка. У втулки изнашивается внутренняя поверхность, примыкающая к впускному и перепускному отверстиям. Большой износ находится у впускного окна, меньший - у перепускного. Износ зоны впускного окна имеет вид прямоугольной желобообразной полосы шириной 4.5...5 мм, расположенной вдоль гильзы. В большей мере изношена поверхность над окном протяженностью 6...7 мм от его кромки вверх. Под окном участок захватывает 4.5...5 мм. В непосредственной близости к кромке нажодится максимальный износ, который в верхней ее части составляет 0.025...0.027 мм и у нижней 0.015...0.017мм. Рабочая поверхность втулки над верхней кромкой окна покрыта паралельными бороздками, расположенными вдоль втулки. Кромка окна имеет большой завал и как бы снята пилой, край неровный, рваный. Местный износ поверхности в зоне перепускного окна гильзы по характеру и размещению отличен от износа впускного окна. Изношенный участок находится с левой стороны кромки окна, имеет вид фигурной полосы шириной 2...2.5 мм; к верхнему торцу он распространяется на 2...3 мм, к нижнему - на 4.5...5 мм. Величина износа на краю кромки равна 0.015...0.017 мм. С приближением к торцу гильзы он резко уменьшается. С правой стороны от окна износа почти нет. Такое расположение износа объясняется тем, что при наличии левой винтовой кромки плунжера сначала открывается левая сторона окна гильзы. Поэтому перетекание топлива в момент отсечки абразивно изнашивает эту сторону окна, тогда как правая закрыта. Кромка с левой стороны окна сильно изнашивается, круглая форма ее нарушается, происходит процесс жидкостного размывания с абразивом.