Рассмотрим
основные ПРИЧИНЫ. Абразивный
износ - весьма распространенная
причина повреждения вкладышей. Абразивные
частицы вызывают ускоренный износ, если
долго не менять масло и масляный фильтр.
Тогда фильтровальная элемент будет
один прекрасный день загрязнен настолько,
что сопротивление его фильтровальной
шторы станет несколько большим, что
масло через нее не сможет фильтроваться
в достаточном количестве и за счет
перепада давления в фильтре откроется
перепускной клапан. При этом значительная
часть масла начнет поступать в двигатель
через клапан без очистки. Более того,
при использовании некачественного
кустарного фильтра перепускной клапан
может открыться при большем перепаде
давления, а соответственно фильтровальная
штора будет смята и оторвана от каркаса
или разорвана и веся накопленная грязь
поступит к подшипникам и другим трущимся
поверхностям. Абразивные
частицы легко обнаружить - они вкрапляются
в мягкий рабочий слой вкладышей в виде
маленьких пятнышек, царапают поверхности
вкладыша и вала - особенно вблизи
смазочных отверстий. В результате
некачественной очистки масла вкладыши
уже через нескольких часов работы будут
иметь такой «бледный» вид, которого не
встретишь и после тысячи часов нормальной
эксплуатации.
Коррозия рабочего
слоя вкладыша - следствие длительной
эксплуатации двигателя с многослойными
вкладышами на масле, срок эксплуатации
которого уже вышел. Оно способно химически
воздействовать на материал вкладышей,
окисляя и разрушая рабочую поверхность.
Коррозия «проедает» верхний слой,
оставляя на поверхности многочисленные
поры. На практике этот вид
повреждения являются результатом так
называемой фреттинг- коррозии (коррозии
под напряжением), возникающая при
больших нагрузках в подшипниках. Такая
картина больше характерна для дизелей,
причем не только вследствие нерегулярной
замены масла, но и при использовании
несоответствующих сортов масел. Недостаточное
количество масла — это самая
распространенная причина разрушения
вкладышей. И начинается оно с разрушения
масляной пленки. Причин для этого более
чем достаточно. Самая
распространенная причина - нарушение
подачи масла. Если масло вытекло из
пробитого поддона, срезанный привод
масляного насоса, забитый маслозаборник,
или загрязненный масляный фильтр с
перепускным клапаном, который открывается
при большем перепаде давления, результат
будет один - разрушение масляной пленки,
контакт поверхностей, рост температуры
и плавления материала вкладышей. К
аналогичному результату приводит также
недостаточный зазор в подшипнике,
несоосность и неправильная форма постели
- все это вызывает резкий рост нагрузок
и «выжимание» масла из зазора между
вкладышем и шейкой вала. Подобный эффект
наблюдается и при разрежении масла
топливом или охлаждающей жидкостью, а
также при запуске на сильном морозе
двигателя, заправленного густым летним
маслом. Вкладыши, испытавшие
режим масляного голодания, на ранней
стадии имеют блестящие подплавленные
участки. Дальнейшая работа подшипника
в таком режиме ведет к быстрому расширению
поврежденных участков, прогрессирующего
износа, задиров, плавлению и полном
разрушении рабочего слоя. При перегреве вкладышей,
кроме блестящих подплавленных участков,
выкрашивание и растрескивание рабочего
слоя, потемнение тыльной стороны
вкладышей, будет наблюдаться деформация
стальной основы вкладышей. В данном
случае вкладышы, установленные в
отверстие блока, не удерживаются в нем
и выпадают. Износ
у края вкладыша возникает по разным
причинам. Так, при перекосе осей отверстия
блока и вала наблюдается диагональный
износ краев. Такая картина часто
наблюдается у шатуна с деформированным
стержнем.
Износ краев вкладышей
нередко возникает в результате очень
больших галтелей, выполненных на шейках
коленчатого вала при его ремонте. Такой
износ возможен как с одной, так и с обеих
сторон вкладышей в зависимости от формы
гаптелей. Перекос осей ведет к
подплавлению краев вкладышей, тогда
как галтели обычно прочерчивают на
краях вкладышей канавки, снимая «лишний»
металл.
Рассматривая причины
повреждения и выхода вкладышей из строя,
можно без труда составить перечень
мероприятий, которые помогают если не
исключить, то до минимума уменьшить
вероятность поломок. Во всяком случае,
профилактика окажется гораздо проще и
выгодней, чем ремонт. Во время эксплуатации
двигателя основа безотказной работы
подшипников - исправность системы смазки
двигателя. Это означает, что следует
применять масло высокого качества,
своевременно контролировать его уровень
и вовремя заменять его вместе с установкой
нового качественного маслянного фильтра.
А любую неисправность в работе двигателя
следует устранять немедленно, не
откладывая на потом. Комплекс «ремонтных»
правил шире.
Главное - это чистота всех
деталей, их внимательный контроль,
причем как визуальный, так и с помощью
измерительных приборов. Особое внимание
следует обращать на геометрию отверстий
под вкладыши, перекосы или непараллельность
осей отверстий и шеек.
|